ТАЙНА ХРИСТИАНСКОГО ЗАХОРОНЕНИЯ

По следам реальной истории, случившейся в 1928 году в окрестностях селения Былым, иллюстрируемой фотографиями, сделанными этим летом.

 В работе знаменитого этнографа Всеволода Федоровича Миллера (1848–1913) «Терская область. Археологические экскурсии» (1888) читаем: Из вещественных следов древнего христианства близ аула Озорукова следует отметить развалины небольшой часовни Божьей Матери (Байрэм), на расстоянии 1 ½ версты от Баксана, на левой стороне речки Гестенты».

                                                          10865781_1546244532290668_3878984507381238442_o

У путешественника В. Я. Тепцова, автора работы «По истокам Кубани и Терека» (1892), находим более широкое описание этой же часовни и в целом христианского поселения: «Расположены выселки (хутор Атажукова и поселок Озроков. – Авт.) на развалинах старинных христианских поселений, первый – на левом берегу Баксана у подошвы хребта Алмалы-кая, второй – на правом берегу у подошвы хребта Лха. …На правом высоком берегу Кесанты, вблизи Озрокова, оставлено былым населением древнее кладбище. На левом берегу развалины церкви и тоже могилы вокруг нее. На остатках восточной стены сохранился выбитый на камне крест – фактическое указание на то, что долина Баксана в древности была обитаема христианами. В подтверждение этому предположению является и то обстоятельство, что все склепы могил расположены по направлению с запада на восток, к восходу солнца, по древнему христианскому обычаю. Лучшим же доказательством тому, что данное кладбище христианское, служат предметы, найденные в могилах. Священнослужители и в древности погребались вблизи церкви. Один из озроковцев показал нам, по-видимому, бронзовые гвоздики, шляпки которых имели изображение или креста, или круга. Предметы эти, прекрасно сохранившиеся, найдены им в склепе около развалин церкви. Гвоздики очень мелки и, по всей вероятности, служили украшением священнической ризы».

А спустя три десятилетия после описываемых событий, в 1928 году, в годы советской власти, рядом с древней церковью было обнаружено удивительное захоронение. Было оно двухуровневое: вверху находились тела трех мужчин, а внизу – десяти женщин, среди которых несколько девочек. Мы не ошибаемся, употребляя слово «тела», а не костяки, так как мумии прекрасно сохранились: когда открыли могилу, многим из присутствующих показалось, что в ней живые люди, но под воздействием свежего воздуха мумии стали разлагаться прямо на глазах. Сохранилась на умерших и одежда: риза, расшитая золотом, серебром, украшенная жемчугом, на одном (будем считать, что это был епископ); шелковое одеяние на втором (воз-можно, священник); кружево на третьем (вероятно, дьякон). У первого был нательный янтарный крест, а у остальных серебряные кресты. Женщины, располагавшиеся, как уже было сказано, в нижнем погребении, были одеты в белые рубашки – те из них, что возрастом постарше (монахини?), – в шерстяные, а девочки (послушницы?) – в льняные; у всех кресты – медные, костяные… На воздухе ткань стала быстро темнеть и распадаться на отдельные кусочки.

1782470_1546244592290662_9201270563532388832_o                                         

1898745_1546244645623990_7920830090570716341_o

                                                                   10265626_1546244705623984_4478086107424912967_o

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    10848969_1546244758957312_4682876446056552960_o

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    10854231_1546244695623985_5168091583425331022_o

Были в могиле и драгоценности, в частности, золотые и медные монеты. Одна из них с четырехугольным вырезом (возможно, китайская) была привязана к руке девочки. А кроме того, рядом с телами лежали две священные книги (вероятно, Библия и Евангелие) – хорошо сохранившиеся листы в кожаных переплетах.
Почему люди столь разного возраста оказались в одной могиле, тем более что среди них были священнослужители разных рангов? Вероятно, к смерти привели какие-то чрезвычайные обстоятельства, скорее всего чума, которая в те времена не оставляла шансов тем, кто ее подхватывал.
…Дальше произошло то, что и должно было произойти: председатель сельсовета, активный поборник новой власти и ярый атеист, узнавший о находке, забрал кресты и монеты, а священные книги велел сжечь, само же захоронение закидать камнями.

                           10872818_1546244545624000_358917133701556831_o (1)                                         

10872818_1546244545624000_358917133701556831_o

                                                                 10872950_1546244578957330_3476432432745216165_o

Старики, присутствующие при этом, стали говорить, что подобным деянием будет совершен великий грех, так как ранее балкарцы были христианами, и Бог накажет за такое святотатство; что за тринадцать умерших, чей покой был потревожен, Бог отвернется от всего балкарского народа.
Правда, их никто не послушал. Разорвали книги на листы и попытались разжечь костер. Но листы горели плохо. И поэтому принесли две лампы, из которых слили дефицитнийший в то время керосин.

                                                                 10872994_1546244598957328_3181079441578587215_o

                          10887328_1546244538957334_2956382823880638873_o

Дело было к вечеру, уже стемнело и пару листов ветром отнесло в сторону, за камень. Их никто не заметил, кроме одной женщины, которую звали Казихан Ахматова. Одни говорят, что она была балкаркой, вышедшей замуж за карачаевца, другие, что карачаевкой, связавшей свою судьбу с былымским парнем, но это в нашем случае не столь важно. Одним словом, Казихан вернулась ночью к месту захоронения и забрала те листы и не сгоревший кусочек переплета, изготовленного из кожи теленка.

Источник

Виктор Котляров

http://viktorkotl.livejournal.com/100511.html

ТАЙНА ХРИСТИАНСКОГО ЗАХОРОНЕНИЯ
5 (100%) 1 vote
Print Friendly, PDF & Email
Share

Оставьте комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Share