Мое прикосновение (это слово видится здесь уместным) к Кабардино-Балкарии началось ровно десять лет назад – летом 2004 года, когда мы в рамках задуманного проекта «Родной ландшафт» решили подготовить фотоальбомы по ущельям республики. И одно из первых, в котором побывали не наскоком, а целеноправленно изучая его орографию, было Тызыльское.
За прошедшие годы не раз бывал в нем – сам, с гостями, телевизионщиками, но свою давнюю мечту – добраться до поселка Солнечный так и не воплотил в реальность. Слишком далеко – за день шансов добраться маловато, слишком трудно – дорога как таковая исчезла многие десятилетия назад, одним словом, очень затратно для занятого постоянно человека. Но мечта жила и вчера, 7 сентября, она воплотилась в реальность – с ребятами из «Космопоиска» Игорем и Костей (о них я рассказывал ранее в материале «И покатилась таблетка по склону…». Они пробыли в КБР больше месяца, занимались исследованием шахты-пещеры, что над Заюково и не раз просили показать им другие достопримечательности республики.
Намечаемая нами поездка в Урды (ответвление Тызыла) сорвалась по причине того, что проводник находился в той самой «таблетке», покатившейся по склону и при этом единственный из всех пяти пассажиров пострадавшим – повредил ногу. Кстати говоря, не один и не два читателей ЖЖ поинтересовались у меня, что это за машина «таблетка». Да, автопром наш идет вперед семимильными шагами и УАЗ- 452, который в простонародье называют «таблетка» (его военную модификацию использовкали медики) или «буханка» (по причине сходства с хлебной буханкой) сегодня не в чести. А ведь УАЗ-452 – специальный грузопассажирский, полноприводный, двухосный автомобиль повышенной проходимости, с колёсной формулой 4×4, выпускаемый Ульяновским автозаводом вот уже пятьдесят лет (этот юбилей будет отмечаться в следующем году).
Очень некомфортный, кстати, автомобиль, но весьма и весьмка проходимый. Ребятам из «Космопоиска« он служит верой и правдой. У Игоря и Кости оставалось одно воскресение и я предложил им: «Давайте махнем в Тызыл!». Они согласились. Знали бы только на что согласились…
Тызыльское ущелье и сегодня проходимо – до турбазы, носящей одноименное название, можно доехать достаточно просто: селевые потоки, которые раньше перекрывали дорогу, расчищены. А вот от турбазы, от коей ничего толком не осталось кроме разрушающегося с годами двухэтажного корпуса, надо двигаться в глубь ущелья еще около пяти километров, чтобы добраться до равзалин бывшего поселка Солнечный. Именно здесь находятся шахты почтвшего в бозе рудника, функционировавшего в предвоенные годы, но впоследствии заброшенного по причине неэффективности добычи металлов в промышленных масштабах. Но до сих пор ходят слухи, что кое-кто продолжает здесь добывать золото – в одной из пробитых шахт искали именно выход золотой жилы. В книге «Природные ресурсы Кабардинской АССР», подготовленной и выпущенной издательством Академии наук ССР в 1946 году, есть такая ремарка: «Надо полагать, что и в районе выхода «красных» гранитов по р. Тызыл в бассейне Баксана должна проявиться золотоносность, аналогичная таковой района Малки и Мушта». Должно было, но не проявилось.
Вот к этим самым шахтам мы и решили пойти. Выдвинулись из Заюково, где ребята квартировали у Артура Жемухова, первооткрывателя заюковской шахты-пещеры, который, кстати, поехал с нами. Доехали до турбазы «Тызыл», оставили «таблетку» на попечение Артура и двинулись в путь. Мы – это москвичи Игорь и Костя из «Космопоиска» и Сергей, театральный режиссер-продюссер, чье имя тесно связано с певицей Аллой Баяновой, а также нальчанин Юрий – любитель краеведения, электрик по специальности.
Ребята знали, что предстоит тяжелая дорога, но что она будет такой тяжелой и предположить не могли. Прежде всего надо сказать, что дороги как таковой просто-напросто нет. Более того – нет даже самой захудалой тропинки. На относительно ровном пространстве все заросло травой и деревьями, оказалось переплетено буреломом, да так, что в некоторых местах двигаться вперед можно с помощью мачете. А на скальных участках в ряде мест не осталось даже узкой тропки – все пообвалилось вниз, в реку. Саму реку перегородили от берега до берега огромные камни; чтобы перевалить через них надо было или идти по бурлящему речному потоку, или взбираться на скальные выступы.
Речку – а Тызыл самая настоящая горная своенравница – приходилось переходить раз за разом. Когда число этих самых разов перевалило за десять, считать перестали. Как и разуваться. Шли в сапогах и одежде, лишь потом, на берегу, выливали из сапогов воду. В конце концов это так надоело, что попробовал идти в сапогах полных воды, но оказалось, что эти гири (вместе с самими ногами в сапоги вмещалось еще литра три-четыре воды) значительно замедляют скорость движения.
Вообщем расстояние всего в пять километров мы преодолевали целых семь часов. Правда, часто останавливались, фотографировали виды, которые дарит Тызыл – место по красоте невероятное. Эти снимки представлены ниже. А рассказ о том, что мы нашли, как исследовали загадочные шахты, как возвращались обратно – в темноте, по камням и буеракам – впереди.
Знаете ли вы такое состояние, когда болит каждая клеточка тела? Не знали? И не дай вам Бог узнать! Вот такое состояние у меня после вчерашне-сегодняшнего (мы вернулись в Нальчик когда уже начался понедельник) похода. Но печали нет, есть радость – поднимающая, возвышающая, переполняющая.
Печаль от другого (ведь нам всегда чего-то не хватает), но это уже иная история…
Шел третий час ночи. Пробираясь крутым скользким берегом, обходя препятствия в виде каменных завалов, подходил все ближе и ближе к водопаду, пока, наконец, не стал ощущать на лице влагу летящих от него на десятки метров брызг. Шум вокруг стоял невероятный, так как ничто не мешало водопаду царствовать над окружающей местностью: ни ветер, ни дождь, ни гром, ни какие-то другие природные явления.
Эта гудящая, звенящая, бурлящая мощь, заполняла все пространство, она словно жила сама по себе: неумолимо, неостановимо бия в каменное ложе и развешивая на десятки метров вокруг себя пелену из мириадов мельчайших водяных брыг. Которые, создавалось впечатление, бились друг о друга, издавая при этом звуки, похожие на те, что слышны при ударе маленьких звонких молоточков, отчего воздух вибрировал, пульсировал, содрогался и ощущался как нечто живое. Луна наполняла все вокруг мягким свечением. На какое-то мгновение ее закрывали тучки, но практически сразу, словно пугаясь своей ответственности за мрак, убегали прочь.
Раздумывая идти или нет дальше (влага от водопадных струй неистовствовала), обратил внимание на две странные светящиеся полоски, расположившиеся по правую сторону от водопада. Вначале подумалось, что это отделившиеся, летящие в стороне от основной, струи, но приглядевшись внимательнее, понял, что это не так. Луна, засиявшая в какой-то момент особенно ярко, позволила отчетливо разглядеть, что это вовсе не струи, а два прозрачных «столба» неизвестно из чего состоящих, причем достаточно широких (на расстоянии казалось, что где-то метр-полтора каждый, не меньше). Причем начинались они от самой земли (упирались в камни), а заканчивались где-то на высоте 20-25 метров, во всяком случае, были меньше, чем сам водопад. Они просто заканчивались на определенном уровне, а дальше, прямо над ними, начиналось звездное небо. Создавалось впечатление, что они как бы вытекали из ночной звездной мглы.
Было особенно удивительно то, что эти так называемые «столбы» достаточно четко просматривались в темноте. Приглядевшись внимательно, заметил: «столбы» вовсе не были похожи на те, что появляются от лучей прожекторов НЛО (какие описывают очевидцы), зависающих над землей, свет в них был не постоянный и яркий, а пульсирующий, слабый, словно затушеванный. Но самое главное – свет этот находился в постоянном движении, вернее было бы сказать, что внутри «столбов» что-то двигалось. Двигалось вниз, а потом, достигая какой-то точки, начинало подниматься обратно.
На память мгновенно пришел декоративный светильник, когда-то подаренным кем-то из друзей. В запечатанном стеклянном цилиндре, наполненном густой маслянистой прозрачной жидкостью, находилось множество маленьких разноцветных кусочков фольги. После включения и последующего нагревания обычной электрической лампочки, расположенной в основании цилиндра, фольга, отсвечивая все цветами радуги, вначале поднималась, а потом, остыв, также медленно опускалась, чтобы через какое-то мгновение снова начать свое нескончаемое броуновское движение.
Единственным отличием было то, что плывущие в столбах «кусочки» (трудно подобрать слово, которое могло характеризовать эти предметы) были не разноцветными, а просто светлыми, прозрачными, причем свет как бы двигался внутри них, выхватывая то весь контур, то низ, то верх. Форму этих «кусочков» уловить было невозможно, так как они все время менялась, в какое-то мгновение сливались друг с другом, словно поглощались. И происходило это естественно и незаметно по причине их закругленности и сглаженности. Все действие напоминало амебное движение, хорошо известное каждому по школьному курсу биологии.
Представлялось, что именно они и освещали сам «столб», более того, создавали иллюзию законченной удлиненной емкости типа пробирки (напомним, что это сосуд цилиндрической формы, используемый для проведения химических реакций в малых объемах). По высоте гигантские «пробирки» были как-будто одинаковыми (впрочем, точно не могу утверждать, так как в тот момент на это не обратил особого внимания) но вот по ширине (объему?) отличались одна от другой: первая была пошире и, если так выразиться, погрубее; вторая (понятно, что уже), но хотелось бы подчеркнуть другое – поизящнее, законченней, что ли. Непроизвольно поймал себя на мысли, что увидел (почувствовал?) в этих «столбах» мужское и женское начало.
Все это было настолько непонятно, необъяснимо и котрастировало с окружающей реальностью, что снял очки и тщательно протер их, предполагая что подобный оптический эффект создан линзами, на которых скопилась влага. Нет, в картине у водопада ничего не изменилось: странные создания (моего воображения?) продолжали свое движение, то словно наполняясь неизвестно откуда идущим светом, то скрываясь во мраке. Причем, происходящее казалось чем-то знакомым и уже виденным. Уже потом понял: ассоциировалось с созданиями, изображенными в знаменитом кинофильме «Хищник» – за контурами виденного скрывалось нечто непонятное и интригующее.
Все это время медленно, незаметно для самого себя, двигался вперед, пока наконец не оказался в метрах 15-18 от «столбов» или «пробирок», кому что ближе. И в этот момент случилось то, чему не смог найти объяснения ни тогда, ни в последующем, раз за разом вспоминая пережитое: внезапно понял, что не только я приближаюсь к непонятным светящимся объектам, но и они начали движение в мою сторону. Вначале подумалось, что этот обман зрения. Вновь протер очки, вгляделся пристальнее и вдруг заметил: расстояние между «столбами» изменилось. Теперь тот, что помощнее оказался заметно правее – пульсируя он приближался (переползал, передвигался? переливался? ) ко мне.
Это было настолько невероятно и невозможно, что еще какое-то мгновение сомневался в реальности происходящего, но когда осознал, насколько близко ко мне подобрался (перетек?) световой «столб», как он отдалился от своего «собрата», то дрожь пронзила все тело. Что-то вскрикнув (и сам не знаю что) со всей прыти помчался к мосту – не глядя под ноги, не разбирая дороги. И, естественно, в какой-то момент оступился: нога попала между камнями и оказалась в щели. И чем больше дергался, тем сильнее застревала она. С места заточения не было видно «столб», но ощущение того, что он продолжает движение, вибрировало в каждой клееточке тела.
Как выбрался, как перелетел через мост, как оказался в душной комнате – все это не сохранилось в памяти. Запомнилось только, что лежу под подстилкой укрывшись с головой и …жду, когда же скрипнет дверь.
Но дверь не скрипнула. Лишь храп пастухов наполнял пространство. Промучившись оставшиеся часы, но не решаясь выбраться наружу, с первыми лучами солнца вышел из комнаты. Утро было потрясающим: вершины Эльбруса накинули на себя ярко-розовую фату, прозрачное небо висело прямо над головой голубым куполом, солнечные лучи словно пронзали густой осязаемый воздух.
Первые отдыхающие потянулись к источникам, двинулся вслед за ними, перешел мост, стал подниматься по тропинке, ведущей к водопаду. Ничто не напоминало о явлении, виденном всего несколько часов назад. Да и было ли оно? Или воображение, возбужденное тяжелейшей дорогой и бессоной ночью, родило, а потом и облекло в плоть фантом непонятно кого или чего.
Именно поэтому не рассказывал о случившемся (или не случившемся?) никому все эти годы. Но правда и другое – эта история так потрясла, что в тот день расспрашивал многих (не называя самого явления) пастухов, выяснял, сталкивались ли они с чем-то необычным. Никто ничего мне не поведал, кроме Михея. И здесь позволю себе процитировать короткий отрывок из уже упоминаемого путеводителя «Джилы-су».
Итак, вот что тогда написал, не решившись придать гласности ночную встречу с фантомом: «Достопримечательностью Джилы-су является весьма своеобразная личность – Михей (по жизни Михаил Васильевич Масюкевич). Невысокого роста, еще подвижный и бодрый, бывший когда-то неплохим футболистом, волею судьбы и обстоятельств, а самое главное – по причине известной русской горькой беды, нашедший кров у подошвы Эльбруса – он здесь летом, он здесь и зимой, когда добраться до источников практически невозможно. Мы пытались выведать у Михея, был ли он свидетелем каких-то необычных явлений или событий. И вот что интересно: Михей сразу замыкался, уходил в себя, всячески стараясь перевести разговор на что-то другое. И лишь раз, когда один из авторов этих строк стал рассказывать о своих нальчикских знакомых, которые, как оказалось, были хорошо известны и джилысуевскому отшельнику, Михей разговорился. Ничего особого он не сказал, но свидетельство его дорогого стоит. Видел Михей, как сверху опустился солнечный столб, идеально ровный, словно луч прожектора: в нем, ярко-сияющем, пронзительно-притягивающем, плавали неведомые создания, похожие на воздушные пылинки – мельтешили, сталкивались, опускались вниз и поднимались наверх, циркулируя между небом и землей».
В этой цитате есть маленькая неточность – Михей, как и автор этих строк, видел означенный «столб» ночью. Но какие могут быть сияющие столбы ночью? Другое дело днем, когда луч солнца, пробиваясь сквозь облако, падает отвесно на землю и в нем плавают, мельтешат, передвигаются отблески чего-то непонятного. Совершенно ведь реальная картина, зримая многими. Но, спрашивается, видел ли кто-нибудь, чтобы подобные «столбы» двигались? Даже днем, а не ночью…
Источник
Виктор Котляров
http://viktorkotl.livejournal.com/72398.html
http://viktorkotl.livejournal.com/71980.html