"Туризм КБР" турпортал — путеводитель по КБР

Маршрут — к водопаду «Гедмишх» (70 струй)

Маршрут — к водопаду «Гедмишх»

Гедмишх (кабард.-черк. Джэдмышх), Гедмишх, Гедмышх, Гедмиш, Гедмыш — водопад в России, в Зольском районе Кабардино-Балкарской Республики. Расположен в верховьях правого притока реки Гедмыш. Также известен под туристическими названиями: «Царские водопады», водопады «Царская Корона», водопады «70 струй» и «Аватарские водопады» (в связи с некоторым сходством с водопадами из фильма Джеймса Кэмерона «Аватар»). Часто упоминаются во множественном числе, т.к. представляют собой множество потоков – каскад. По мнению большинства исследователей являются одними из самых живописных водопадов не только Кабардино-Балкарии, но и всего Северного Кавказа.

Водопады имеют высоту около 60 метров (точное значение указать затруднительно, т.к. нет одиночного потока воды).

Географическое положение

Расположен в верховьях правого притока реки Гедмыш. Ближайший населенный пункт – поселок Хабаз. К водопаду ведет грунтовая дорога, доступная для автомобиля повышенной проходимости. Финальный подъем к каскаду часто бывает сильно размыт и обычно преодолевается пешком.

Водопады Гедмишх

Происхождение названия

Гедмишх – от фамилии кабардинского дворянского рода Гедмишховы, который, как и остальные князья и дворяне Атажукинской фамилии, владел участками по реке Малка и ее притокам, в том числе реки Гедмишх с одноименным водопадом и горой, от куда река берет свое начало.

Источник

Водопад берет начало от небольшого подземного источника (родника), расположенного на расстоянии около 100 метров от каскада.

11707568_10200758013069163_4826505546101283166_nАвтор фото: З. Вороков

8597201_52666 8597204_14204 8597211_58864 8597217_63131

______________________

Путешествии к водопаду

Всем привет, отчитываюсь о нашей с Юрой «Yuhan» поездке к одной из достопримечательностей нашей маленькой родины Кабардино-Балкарии, к водопаду Гедмишх и для начала даю справку:) «… название водопада пишут и произносят по разному — Гедмишх, Гедмышх, Гедмиш, Гедмыш, Жетмиш-суу («бренд» придуманный местными жителями, что в переводе с балкарского языка означает 70 струй), а турфирмы Кавказских Минеральных Вод сделали свой ребрендинг и дали ему громкое название Царские водопады, правильно же будет называть его — Гедмишх, т.к. именно так звучит связанная с этой местностью фамилия. Гедмишховы — кабардинский дворянский род, который, как и остальные князья и дворяне Атажукинской фамилии, владели своими участками по реке Малка и ее притокам, коим и является речка Гедмишх с одноименным водопадом и горой, от куда она берет свое начало.» Видео и немного фотографий под катом.
Честно скажу, я как и большинство жителей Кабардино-Балкарии был, к моему позору, не в теме о существовании этого водопада и когда мы с Юрой в очередной раз ломали головы мыслями о том где бы еще помесить грязь он предложил съездить к водопаду, название которого он не мог то ли вспомнить, то ли выговорить и о котором где то, как то узнал. Ну а я без раздумий поставил крестик в графе роспись, решено, едем.
Но как вы все хорошо знаете, на любой ваш план есть свой атмосферный фронт, о чем недвусмысленно напоминали все погодные сервисы какие только я смог найти, на просторах интернетов на что Юра с гордостью извлек из кофра своего Т-макса модный дождевик, закупленный им пару недель назад. Я же решил, в связи с отсутствием защиты от невзгод матушки природы, пойти более привычным мне путем.
По приезду домой мною были ритуально принесены в жертву старым и новым богам две котлеты с гречкой чай и печеньки и о чудо, на утро действительно небо было почти чистым принеся дополнительно в жертву богам кофе и бутерброд я помчался в гараж к Юре и мы собравшись, радостно рванули по направлению к нашей цели.
На въезде в Хабаз делаем остановку, Юру колотит он замерз, холодный воздух спускающийся с гор делает свое дело, его текстильная куртка продувается как решето, мой же кожаный Berik и платок закрывающий шею держат мой организм в комфортной температурной зоне, закидываемся Кит-Катом, Юра надевает свой модный дождевик, пилим дальше.

На подъезде к водопаду нас ждал неприятный сюрприз, достаточно крутой, глинистый подъем с узкими и глубокими промоинами, на котором мы с Юрой, из-за его боязни разложить новенький KLX и моей неопытности в езде по таким местам, чуть не полетели оба в низ. Но слава богу все обошлось. Ну вот мы и у цели сразу заезжаем на верх водопада откладываем там пару кирпичей стоя на самом краю, пьем уникальную по составу воду, с которой может сравнится только вода какого то источника в горах Японии и спустившись пешочком в низ созерцаем сам водопад.

Вернувшись на верх, лежа в траве, слушая как с семидесяти метровой высоты срывается вода, я поблагодарил богов и судьбу, что родился в этих местах, что у меня есть такой друг, соратник и единомышленник как Юра, благодаря которому я смог сюда приехать и увидеть это все своими глазами. С мыслью о том, что мы как ни будь сюда еще раз приедем, мы решили подняться еще чуть выше, но дорога быстро закончилась бьющими из горы родниками. От сюда и берет свое начало река Гедмишх.
Здесь мы провели короткое совещание и видимо потеряв связь с реальностью решили, раз уж такая гулянка пошла едемте сударь в Джилы су., но по дороге мы быстро вернулись в реальный мир. С начала у меня закончился бензин и в бак ушла резервная бутыль емкостью 2.5 литра поиски заправки дали не утешительный результат их по близости две на первой местные аксакалы сказали топливо не айс. Ок, едем на вторую… Юра отказывается заправлять свой KLX тем, что здесь называют хорошим бензином т.к. у него есть еще литр другой в баке и бутыль н.з. Как выяснилось потом правильно делает.
Я же без выхода, Тыртырыч, из-за замотанного в поролон сдобренный маслом, фильтра от мух и камней т.к. эту марлю с сеточкой сложно назвать воздушным фильтром, жрет бенз с аппетитом. Я прикинув что пол бака 92 с лукойла и 93 с «хорошой месной» не так страшно для моего мотора и заправился… Как только этот изысканный купаж начал поступать в камеру сгорания Тыртырыч зачихал, на лицо все признаки несварения в цилиндре, я его с сочувствием погладил и мы покатили дальше.
Тем временем боги сменили милость на гнев и на подъезде к Кичмалке нас накрывает дождь. Я пытаясь скрыться от непогоды, ныряю на так к стати попавшуюся автобусную остановку, где меня ждет компания из двух телят, но Юра грозно гонит меня дальше, тебе то в дождевике хорошо, редиска ты в целлофане, а я уже через 10 минут промокаю до трусов. Дождь сделав свое дело уходит а мы встаем на отдых и понимаем, что с текущим запасом топлива, предстоящим пробегом и сменой настроений в верхах с милости на гнев надо валить в направлении «до дому до хаты» меняем план, решаем ехать на Кисловодск а от туда по М29 на Нальчик.
Через несколько км. нашему взору открылось дорога о которой я давно мечтал, широкая грунтовка плавно петляя, уходит за горизонт по вздымающимся холмам. Поехали.

Вообразив себя пилотом заводской команды ИРБИС в классе супер чпок, участвующем в борьбе за лидерство в всемирно известном ралли «Кичмалка», внеся поправки в мозг на покрытие и рельеф местности, я наконец выпустил на волю огнедышащий секретной формулой топлива, табун из 8 китайских лошадей и умчался вперед пожирать повороты в управляемом, а большей частью не очень заносе. Столько кайфа и на такой скорости, я вас уверяю, вы больше не на чем, не сможете получить. С непривычки мои руки, уставшие от спуска с водопада, требовали отдыха и через несколько км. ралли «Кичмалка» дали о себе знать я делаю остановку чтобы отдохнуть, дождаться отставшего Юру и понаблюдать виды цветущих лугов. На привале нам с Юрой приходит гениальная мысль, а что если съехать с дороги и поехать по целине. В конце концов у тебя знаменитый KLX, у меня так вообще… кхм, спортинвентарь созданный для этого и мы радостно погнали… Вы знаете это был мой второй приступ счастья после ралли, я как гончая которую неделю продержали в клетке, а затем выпустили в поле, наматывал круги выписывал восьмерки, нырял в растительность утопая в ней по руль, мне давно не было так весело. Сделав остановку, мы обнаружили что налипшая на расколенный выхлоп пыльца заблагоухала барбариской.
Даем чутка отдохнуть технике и двигаем дальше по направлению к возвышению впереди нас. Заехав на него, нам открывается шикарный вид на зеленеющею низину. О да детка, это один из лучших дней за мои тридцать с небольшим лет.

Кричим радуемся, мы обязательно вернемся сюда еще раз!!! и двигаем дальше. т.к. недалеко от нас хмурясь висела наша старая знакомая тучка, которая еще разок сдобрила нас на развилке меду Кисловодском и долиной нарзанов градом, по дороге вдоль границы между КЧР и КБР туманом и дождем.
От тумана мы смогли уйти только спустившись в Кичи-Балык, а дождь и похолодание до +14 +15 гнал нас почти до самого Нальчика. Даже попытка переждать непогоду в кафе с вкуснейшим травяным чаем и чебуреками была безуспешной. Туда следом за нами из леса нарисовался мужик на Альфе с боковым прицепом навьюченным палаткой рюкзаком и прочими нужностями туриста, подъехали двое ребят на Ямахах ТТР которым тоже досталось от нашей знакомой тучки. Поседели вокруг мангала погрелись пообщались за то за се. Парни катались по плато Бермамыт и пилили домой в Кисловодск, мужик искал немецкий аэродром времен ВОВ куда немцы по неподтвержденной информации привезли Тибетских лам и расстреляли их там (зачем бедных лам тащить с Тибета сюда и расстреливать ??????) и за одно тестировал на проходимость в лесах вокруг кафе свою альфу… В общем посидели поняли что небо прохудилось на долго и дернули каждый по своим делам кто то домой, кто то немцев искать.
Я вам честно скажу, со мной разное бывало, но чтобы я летом так замерзал… вернувшись в Нальчик я ехал домой на машине градусник показывал +14 у меня была включена печка на максимум, на 4 скорости дул вентилятор, но отогрелся я только пролежав в ванной с горячей водой 40 минут попивая горячий чай с коньяком.
На следующий день мы провели мойку и ревизию техники, ну KLX он и в Нальчике KLX, а вот Тыртырыч почти молодцом пережил эту поездку. Меня беспокоил небольшой воблинг который проявил себя на последних 60 км. пути, но он был списан на трясучку уже к тому моменту неконтролируемую от холода. как выяснилось все дело в очень сильно ослабленных от вибрации и ударных нагрузок спицах заднего колеса из-за чего обод начал плавать на ступице. Ну и родная цепь растянувшаяся за эту поездку почти на пол сантиметра. Что в принципе не удивительно.
28 июня если все срастется выдвигаемся на Джилы су. Надо подумать чем задобрить богов.
Ну вот вроде и все.

Источник

Дополнительные фото с google +

0 0 голоса
Рейтинг
Подписаться
Уведомить о
Войти с помощью: 
guest
1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

[…] Маршрут — к водопаду «Гедмишх» (70 струй) […]