"Туризм КБР" турпортал — путеводитель по КБР
"Туризм КБР" турпортал — путеводитель по КБР

Виды и классификация туристских маршрутов

Туристский маршрут – географически определенная, привязанная к данной местности и особенным объектам и описанная с различной степенью детальности, трасса похода, путешествия, передвижения.

Краткое описание туристского маршрута или путешествия – кроки (иллюстрации, карты, схемы, текстовые описания объектов).

Путевые заметки суть деятельности путешественника – краткие описания туристского маршрута или путешествия, составленные при совершении путешествий (или позднее) для собственного пользования на память или как руководство к действию при повторении данного маршрута, или для других туристов и путешественников, которые будут следовать этим же маршрутом или посещать данные объекты.

Сложные и опасные участки маршрута следует проходить маленькими группами под контролем руководителя-инструктора. Участки маршрута преодолеваются в определенном порядке с выделением направляющего и замыкающего; инструктор-руководитель группы корректирует их действия.

Группа на маршруте не должна разделяться, если этого не требуют специальные условия безопасности. Особое внимание следует уделять движению во время плохой погоды, недостаточной видимости, сильного ветра и т.д. Руководитель при этом принимает решение о внеплановой остановке.

Место остановки должно выбираться с учетом его безопасности, удобства, близости к источнику воды. Лагерь разбивается по установленным правилам с учетом пожарной и экологической безопасности, если на маршруте нет оборудованных стоянок.

Руководитель группы должен иметь подробную карту маршрута, компас, средства связи, а также регулярно получать от ККС прогноз погоды.

Выбор маршрута — один из наиболее важных моментов подготовки. Зависит он, как правило, от цели, которую ставит перед собой группа, от круга интересов ее участников. Как бы разнообразны ни были их цели, их можно сгруппировать следующим образом: посещение исторического или природного памятника; отдых на природе; физическая тренировка, связанная с длительными пешими переходами. На практике они, естественно, могут сочетаться.

Определение сложности маршрута.

Отдельные части маршрутов проходят по вполне “приличным” дорогам и поэтому не связаны с преодолением естественных препятствий. Они не требуют и картографического материала — вполне достаточными оказываются дорожные указатели и обзорные схемы, расположенные в местах массового отдыха. Во время таких походов не обязательно устраивать длительные привалы, так как время активного передвижения невелико.

Другие маршруты проложены не только по дорогам, но и по лесным тропам и просекам; по берегам рек и озер; по болотам и вырубкам; горам и перевалам. Здесь могут встретиться отдельные естественные препятствия: буреломы, кочки, камни, ручьи, канавы. Требуется карта или туристская схема. Обязательное условие — длительные привалы, ночлег.

По сложности и протяженности участок маршрута дневного перехода должен быть по силам всем туристам.

При планировании маршрута учитывается резерв времени на случай непредвиденной задержки в пути.

Меры предосторожности при преодолении естественных препятствий на маршруте: значение дисциплины, правильной оценки своих сил и умений. Правила поведения туристов в лесу, на воде, на заболоченной местности, на склонах, во время грозы, в населенных пунктах.

Обязанности направляющего (проводника) и замыкающего. Режим ходового дня и режим на дневке. Правила поведения туристов на коротких привалах. Хронометраж движения группы по маршруту. Работа с картой в пути, разведки на марш руте.

Травмоопасность может возникнуть в результате перемещения механизмов и предметов, тел, сложного рельефа местности, перемещения горных пород (камнепадов, селей, лавин), неблагоприятных эргономических характеристик используемого туристского снаряжения и инвентаря, влекущих травмы (неудобная обувь — потертости кожных покровов у туристов и т.п.), опасных атмосферных явлений (атмосферное электричество, молнии и т.п.).

Снижение травмоопасности обеспечивается:

— защитными устройствами и ограждениями при использовании подвижных механизмов, предметов, опасных участков территории (подъемников, канатных дорог, участков осыпей в горах, у водоемов, горнолыжных трасс и т.д.);

— использование средств индивидуальной защиты (страховочных веревок, обвязок при пересечении сложных участков туристского маршрута, головных шлемов, ледорубов, крючьев и прочего страховочного снаряжения);

— соблюдением эргономических требований к туристскому снаряжению и инвентарю;

— соблюдением требований СНиП 2.08.02 к жилым и общественным зданиям и требований соответствующих нормативных документов к техническому состоянию транспортных средств, используемых для перевозок туристов (экскурсионных автобусов, плавсредств и пр.);

— соблюдением правил эксплуатации используемого инвентаря и оборудования (лифтов, подъемников, тележек и прочего), обеспечивая его безопасную работу;

— упреждающим информированием туристов о факторах риска и мерах по предупреждению травм. Туристы должны быть информированы о том, как избежать возможные травмы и какие экстренные меры следует предпринять в случае получения травмы.

 

Требования к походам различных категорий сложности определяются в соответствии с таблицей нормативов.

Количественные параметры, соответствующие спортивным походам различной категории сложности.

Параметры

похода

Вид похода Категория сложности похода
I II III IV V VI
Минимальная продолжительность похода

(дни)

Пешеходный 6 8 10 13 16 20
Горный
Лыжный
Протяженность

маршрута

(км)

Пешеходный 130 160 190 220 250 300
Горный 100 120 140 150 160 160
Лыжный 130 160 200 250 300 300

 

Минимальный состав группы в походах низшей категории сложности для взрослых — 4 человека. Максимальное число участников похода зависит от его сложности:

прогулки, одно-двухдневные походы, экспедиции, экскурсии — до 30 человек;

походы 1,2,3 степени сложности — до 20 человек;

походы 1 категории сложности — до 15 человек;

походы 2-3 категории сложности — до 12 человек.

 

Сложность похода (категория) Минимальный возраст, лет Туристский опыт и практические навыки руководителя-инструктора группы
1 категория сложности 18 Участие в походе 1 категории сложности, руководство походом третьей степени сложности — для пешеходного туризма. Для всех видов туризма: участие в походе 2 категории сложности, руководство походом третьей степени сложности.
2 категория сложности 19 Участие в походе 3 категории сложности, руководство походом 1 категории сложности.
3 категория сложности 20 Участие в походе 4 категории сложности, руководство походом 2 категории сложности.
4 категория сложности 21 Участие в походе 5 категории сложности, руководство походом 3 категории сложности.
5 категория сложности 22 Участие в походе 5 категории сложности, руководство походом 4 категории сложности.

 

Руководитель группы должен иметь достаточный туристский и специальный (по видам туризма) опыт. Для походов 1 категории сложности необходима подготовка в объеме семинара инструкторов экстремального туризма, 2 категории — в объеме средней туристской подготовки.

В числе дополнительных требований к руководителю группы следует отнести:

знание основ психологии, возрастной физиологии;

способность оказать доврачебную медицинскую помощь.

 

Руководитель группы отвечает за безопасность, здоровье и жизнь ее участников, а также за проведение похода в соответствии с намеченным маршрутом и планом.

 

Туристские маршруты классифицируются по различным признакам.

Категория сложности маршрута определяется совокупностью трех классификационных признаков: продолжительностью, протяжённостью и технической сложностью, зависящей от характера , количества и разнообразия препятствий.

По типам маршруты бывают:

  • тематические – с преобладаем экскурсионного обслуживания и познавательной направленности;
  • походные – маршруты с активными способами передвижения;
  • физкультурно-оздоровительные – с преобладанием в программе спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий;
  • комбинированные – маршруты, сочетающие элементы всех перечисленных маршрутов.

По сезонности действия маршруты подразделяются на:

  • круглогодичные (внесезонные);
  • сезонные – функционирующие в определенный сезон (лыжные, водные, горные и т.д.)

По строению трассы маршруты в отношении географической привязки тура к местности подразделяются на:

  • линейные – с посещением одного или нескольких пунктов (кроме начального), находящихся на трассе.

Туристский маршрут может быть линейным от места отправления до места назначения (пребывания в туристском центре), чаще всего турист по прибытию проживает в одном отеле, совершает экскурсионные и иные поездки в пределах данной местности. Такой маршрут удобен для туристов, которые не любят каждый день собирать и раскладывать свои чемоданы и рюкзаки, часто перемещаясь из одного отеля в другой;

  • радиальные – (стационарные) с посещением одного пункта на маршруте. Возможен вариант радиальных перемещений из выбранного туристского центра или места размещения с экскурсионными целями, предусматривающими ночевки в посещаемых населенных пунктах и объектах с возвращением обратно. При этом на период поездок или экскурсий места в первоначальном туристском центре остаются за туристами;
  • кольцевые (кроссинг-туры) – с совпадением точек начала и конца маршрута и посещением нескольких пунктов на маршруте. Другим вариантом может быть кольцевой маршрут по посещаемой местности или стране, причем место прибытия в страну или местность (условно аэропорт, станция железной дороги) может быть (а) неизменным, т.е. путешествие по стране началось и завершилось в одном и том же пункте, и (б) отличным от места прибытия в местность или страну. Последний вариант характерен для туров через страну, так называемых кроссинг-туров.

Могут быть и другие варианты организации туров. Все в целом определяет порядок бронирования перевозки туристов по маршруту тура.

По продолжительности маршруты бывают:

  • многодневными (14-30 дней);
  • несколько дней (1-3 дня) – маршруты выходного дня;
  • несколько часов (экскурсии).

По виду транспорта на маршруте:

  • собственный транспорт туристской фирмы;
  • арендованный (зафрахтованный) транспорт у других организаций;
  • личный транспорт туристов.

В зависимости от видов передвижения выделяются:

  • пешеходные туристские маршруты или прогулки. Обычно протяженность маршрута составляет от 2 – 6 или даже до 20-50км;
  • маршруты с передвижением на животных (лошадях, собаках, оленях). Весьма популярен конный туристский маршрут. Участники могут посетить труднодоступные для технических средств передвижения природные достопримечательности;
  • железнодорожные туристские маршруты, в которых туристы знакомятся с различными местностями и районами в процессе поездки, при этом они проживают в купе комфортабельных вагонов, питаются в передвижных ресторанах. Основные этапы передвижения предусмотрены по ночам, а днем туристы посещают в туристских центрах местные достопримечательности, объекты, предусмотренные программой. Туры достигают продолжительности 14 дней и долее.
  • Водные туристские маршруты. Самый распространенный – на лодках любых видов, яхтах или иных маломерных водных судах и плавсредствах по системе озер или рек. Это могут быть гребные или моторные лодки, плоты, а маршрут проходить через совершенно безлюдные районы и даже быть категорийным. Часть туристов предпочитает речное или морское путешествие на комфортабельном лайнере – речные и морские круизы.
  • Воздушные перевозки. Наибольшую долю занимают воздушные перевозки на большие расстояния, в том числе и межконтинентальные через океаны. Именно с созданием крупных высокоскоростных и безопасных воздушных лайнеров для пассажирских перевозок резко интенсифицировались туристские потоки между континентами. Для туристских перевозок используются как рейсовые маршруты, так и чартерные линии. Высока роль и местной авиации, многие маршруты в пределах стран с большой протяженностью территорий предусматривают перемещение именно на самолетах.

Малая авиация также участвует в туристских перевозках, особенно при доставке туристов на природные и иные труднодоступные для других средств перевозки объекты. Распространены услуги малой авиации для экскурсионных полетов над местностью туристского центра.

  • Комбинированные перевозки. Многие туристские поездки предусматривают использование в туре нескольких различных видов транспорта. Основная перевозка на дальнее расстояние, если только таковая не является особым туром, чаще всего осуществляется воздушным транспортом. Туристы стремятся минимизировать время переезда на далекое расстояние к месту отдыха, и самолет является наиболее оперативным средством передвижения. Этап перевозки является вспомогательным элементом тура.

По содержанию маршрута:

  • отдых на природе;
  • отдых в горах;
  • охота и рыбная ловля и др.

Естественно, возможны любые комбинации из различных вариантов туристских маршрутов.

Российская классификация сложности туристических маршрутов

 Маршруты 1Б категории сложности

К маршрутам 1Б к.т. относятся маршруты восхождений и траверсов скального, снежно-ледового и комбинированного характера на вершины высотой от 500 м до 5000 м над уровнем моря.

Средней протяженностью 500 м.

Средней крутизной 10—25°.

Маршруты в основном состоят из участков 0 — очень легкой трудности, но должны включать 20—30 м и более участков I — легкой трудности, скальных или иметь несколько коротких (3—15 м) участков II — простой трудности, либо 80—100 м и более снежно-ледовых участков I — легкой трудности, или иметь короткие (30—40 м) участки II — простой, трудности.

Продолжительность прохождения маршрута — от 1.5 до 5—8 часов.

При массовых восхождениях, возможно, потребуется крючьевая страховка.

Маршруты 2А категории сложности

К маршрутам 2А к.т. относятся маршруты восхождений и траверсов скального, снежно-ледового и комбинированного характера на вершины высотой от 500 до 6000 м над уровнем моря.

Средняя протяженность маршрута — 550 м.

Средняя крутизна — 15—30°.

Маршруты в основном состоят из участков 0 — очень легкой трудности и I — легкой трудности, но должны включать не менее 5—20 м скальных участков II — простой трудности или не менее 80—100 м снежно-ледовых участков II — простой трудности. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 1Б к.т.

Продолжительность прохождения маршрутов — от 2 до 6—10 часов.

На некоторых участках, возможно, потребуется крючьевая страховка.

Маршруты 2Б категории сложности

К маршрутам 2Б к.т. относятся маршруты и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 500 до 6000 м над уровнем моря.

Средняя протяженность маршрута — 550 м.

Средняя крутизна — 15—30°.

Маршруты в основном состоят из участков 0 — очень легкой и I — легкой трудности, но должны включать участки II — простой трудности: скальные — не менее 15—30 м и более или снежно-ледовые — не менее 80—100 м и более, либо иметь несколько коротких участков III — средней трудности: скальных — по 3—10 м или снежно-ледовых — по 20—50 м. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 2А к.т., и неограниченное количество маршрутов 1Б к.т.

Продолжительность прохождения маршрутов — от 2 до 5—8 часов.

Требуется, хотя и не всегда, крючьевая страховка (1-3 крюка).

Маршруты ЗА категории сложности

К маршрутам ЗА к.т. относятся маршруты восхождений и траверсов скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 600 до 6500 м над уровнем моря.

Средняя протяженность маршрута — 600 м.

Средняя крутизна — 20—40°.

Маршруты в основном состоят из участков I — легкой и II — простой трудности, но должны включать участки III — средней трудности: скальные — не менее 5—20 м или ледово-снежные — не менее 50—200 м. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 2Б к.т. и неограниченное количество маршрутов 1Б и 2А к.т.

Продолжительность прохождения маршрутов — от 3 до 10 часов.

В большинстве случаев требуется крючьевая страховка. На спусках возможно применение спортивного способа, а иногда дюльферов.

Маршруты ЗБ категории сложности

К маршрутам ЗБ к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 600 до 6500 м над уровнем моря.

Средняя протяженность маршрута — 600 м.

Средняя крутизна — 20—40°.

Маршруты в основном состоят из участков I и II — простой трудности, но должны включать участки III — средней трудности: скальные — не менее 20—30 м и ледово-снежные — не менее 100—300 м, либо иметь несколько коротких участков IV — выше средней трудности: скальных — по 3—15 м или ледово-снежных — по 50—100 м. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 3А к.т. и могут включать неограниченное количество маршрутов 1Б и 2-й к.т.

Продолжительность прохождения маршрутов — 3—10 часов.

Часто требуется крючьевая страховка (2—6 крючьев). Спуск — спортивным способом или дюльферами.

Маршруты 4А категории сложности

К маршрутам 4А к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 600 до 7000 м над уровнем моря.

Средняя протяженность маршрута — 650 м.

Средняя крутизна — 30—50°.

Маршруты в основном состоят из участков II — простой и III — средней трудности, но должны включать участки IV — выше средней трудности: скальные — не менее 20—50 м или ледово-снежные — не менее 50—200 м. Траверсы должны включать не менее пяти маршрутов ЗА к.т. или не менее трех маршрутов ЗБ к.т., либо соответственно при одном маршруте ЗБ к.т. — не менее четырех маршрутов ЗА к.т., а при двух маршрутах ЗБ к.т. — не менее одного ЗА к.т. и неограниченное количество маршрутов 1Б-2Б к.т.

Продолжительность прохождения маршрутов — 5—6 часов и более.

Для организации страховки и самостраховки на маршрутах необходима забивка 10—20 крючьев. Первый должен использовать двойную веревку, возможна организация на маршруте ночевок. Спуски по маршрутам на участках выше средней трудности осуществляются, как правило, спортивным способом и дюльферами.

Маршруты 4Б категории сложности

К маршрутам 4Б к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 600 до 7000 м над уровнем моря.

Средней протяженностью маршрута 650 м.

Средней крутизной — 30—50°.

Маршруты в основном состоят из участков II — простой и III — средней трудности, но должны включать участки IV — выше средней трудности: скальные — не менее 40—80 м или ледово-снежные — не менее 200—400 м, либо иметь несколько коротких V трудности участков: скальных — по 3—15 м или ледово-снежных — по 50—150 м. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 4А к.т. и неограниченное количество маршрутов 1Б-ЗБ к.т.

Продолжительность прохождения маршрутов — 6—8 и более часов.

На большинстве маршрутов требуется организация ночевок. Для организации страховки и самостраховки требуется забивка 10—15 и более крючьев. Спуски по маршрутам осуществляются в основном спортивным способом и дюльферами.

Маршруты 5А категории сложности

К маршрутам 5А к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 1000 до 7500 м над уровнем моря.

Средняя протяженность маршрута — 700 м.

Средняя крутизна — 40—60°.

Маршруты в основном состоят из участков III — средней и IV — выше средней трудности, но должны включать участки V трудности: скальные — не менее 10—40 м или ледово-снежные — не менее 100—400 м. Траверсы должны включать не менее одного маршрута 4Б к.т. и одного маршрута 4А к.т. и неограниченное количество маршрутов 1Б-ЗБ к.т.

Продолжительность прохождения маршрутов — 6—8 и более часов.

Как правило, на маршрутах требуется организация ночевок. Для организации страховки и самостраховки требуется забивка 15—20 и более крючьев. Спуски по маршрутам осуществляются в основном спортивным способом и дюльферами.

Маршруты 5Б категории сложности

К маршрутам 5Б к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 2000 м и выше над уровнем моря.

Протяженность маршрута — 750 м.

Средняя крутизна основной его части 45—70°.

Маршруты в основном состоят из участков III — средней и IV — выше средней трудности с практическим отсутствием участков 1 и II трудности, но они должны включать участки V трудности: не менее 50 м скальных и не менее 300—500 м ледово-снежных либо включать несколько коротких (по 3—20 м) участков VI трудности. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 5А к.т. и неограниченное количество маршрутов 1Б-4Б к.т.

Продолжительность прохождения маршрутов — 8—10 часов и более.

Маршруты, как правило, требуют навыков и умения организовывать ночевки на неудобных местах. Для организации страховки и самостраховки требуется забивка 40—50 и более скальных крючьев. Спуски осуществляются только дюльферами.

Маршруты 6А категории сложности

К маршрутам 6А к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального и комбинированного характера на вершины высотой от 3000 м и выше над уровнем моря.

Средняя протяженность маршрута — 800 м.

Средняя крутизна (исключая траверсы) — 65—75°.

На маршрутах практически отсутствуют участки I-III трудности. Основу маршрутов составляют участки IV и V трудности, но должны быть и участки VI трудности протяженностью не менее 20—40 м с суммарной протяженностью не менее 200—250 м.

Продолжительность прохождения маршрутов — не менее 3—4 дней.

Для организации страховки и самостраховки требуется забивка более сотни скальных крючьев. Маршруты требуют, как правило, организации одиночных сидячих и висячих (в гамаках) ночевок. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 5Б к.т. и неограниченное количество маршрутов 4—5А к.т. Спуск — только дюльферами и требует хорошей организации его при подъеме.

Маршруты 6Б категории сложности

К маршрутам 6Б к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального и комбинированного характера на вершины выше 3000 м над уровнем моря.

Средняя протяженность маршрута — 800 м.

Средняя крутизна (исключая траверсы) — 70—80°.

На маршрутах практически отсутствуют участки I-IV трудности. Основу маршрутов составляют участки V и VI трудности.

Продолжительность прохождения маршрутов — не менее 3—4 дней.

Для организации страховки и самостраховки требуется использование закладушек и забивка скальных крючьев более сотни раз. Бивуаки в основном висячие. Траверсы должны включать маршрут 6А к.т. Спуск — только дюльферами и требует хорошей организации его при подъеме.

 

Классификация пешеходных маршрутов и разрядов

Сложность
маршрута
Протяжённость,
не менее км
Продолжительность,
не менее дней
1 степень сложности 30 3-4
2 степень сложности 50 5-7
3 степень сложности 75 7-10
I категории сложности 130 7-14
II категории сложности 180 10-14
III категории сложности 220 12-16
IV категории сложности 280 14-20
V категории сложности 340 20-26
VI категории сложности 400 30-45
Print Friendly, PDF & Email
0 0 голоса
Рейтинг
Подписаться
Уведомить о
Войти с помощью: 
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии