Тайны Баксанского ущелья — миф или реальность
Баксанское ущелье. Прямая дорога на Эльбрус. Одно из самых знаменитых ущелий Центрального Кавказа.
С этими местами связано множество легенд, которые рассказывают о сокровищах, спрятанных в горах.
Говорят что здесь хранятся мистические артефакты и даже Чаша Грааля скрыта в одной из пещер.
Природные красоты манят к себе путешественников и туристов, а древние развалины притягивают к себе паломников, археологов и чёрных копателей.
Недавно мне на почту пришло письмо с неизвестного адреса с предложением купить наконечник копья, якобы обладающий магической силой. Письмо я переслал в полицию, а сам заинтересовался, что же это за исторические ценности предлагают купить в Пятигорске. Мы решили разобраться с этим вопросом.
Армавирское местное отделение русского географического общества ( РГО ) отправляется в Пятигорск.
Пятигорск.
Город курорт в Ставропольском крае. Он известен своими минеральными источниками, которые и сейчас и много тысячелетий назад привлекали людей своей живительной силой. Легенда гласит, что когда эта местность была пустынной, только царь – птица орёл парил над Пятигорьем и однажды, его ужалила ядовитая змея.
Сжал он её в могучих лапах но силы оставили гордую птицу. Рухнул орёл в горячий источник и исцелился! Этот орёл, терзающий змею стал символом города и всего района Кавказских Минеральных Вод. Если даже вода обладает здесь волшебными качествами, то и исторические артефакты могут также обладать магической силой.
Нас интересуют археологические находки, которые здесь предлагают на продажу, но ещё также не плохо и выяснить: это чисто исторические ценности или артефакты, обладающие какой – то мистической силой? Так что для начала расспросим местных историков и для этого отправимся в краеведческий музей.
Михаил Семендяев – заведующий научным отделом Пятигорского краеведческого музея нам рассказывает: «Чёрное копательство – это настоящий бич вообще археологии. Самое прискорбное здесь то, что уже где – то в середине 1990 – х годов сложился рынок, чёрный рынок этих предметов. Всё это поставлено на коммерческую основу. Легально во многих антикварных магазинах можно увидеть археологию. Есть целый рынок, где люди собираются и продают совершенно в открытую и никто этому помешать не может».
-Михаил Васильевич, мне предложили приобрести наконечник копья. Сказали что нужно в Пятигорск приехать и вот прислали фотографию. Посмотрите на неё, что Вы можете сказать?
-Что я могу сказать?! Ну судя по всему это скорее всего или ранний период Средневековья или Сарматский период. Это скорее всего какое – то метательное копьё. Если бы я его вживую видел, я бы Вам гораздо больше бы о нём сказал. В районе Заюкова был обнаружен разграбленный некрополь раннего Средневековья, могильник можно сказать. Не исключено что вот этот наконечник может относится к этому могильнику, тем более там была накрыта целая банда чёрных копателей.
Кавказские горы в районе Заюково
Так что же именно нашли чёрные копатели в окрестностях села Заюкова и какие ещё тайны там могут скрываться? Это нам и предстоит узнать. От Пятигорска до Заюкова около семидесяти километров. Добраться можно разными способами. Кто – то предпочтёт живописные горные дороги с которых открываются потрясающие виды, но передвигаться по ним под силу только опытным водителям. Горный серпантин не прощает ошибок. Мы выбрали более прямую и безопасную трассу. Впрочем и с неё можно наслаждаться на окрестные горы и долины. Полтора часа и мы на месте, в Баксанском ущелье.
каменные шары в Заюково
Название села происходит от исторического названия этой местности, которое русскому человеку не так то просто даже выговорить Зэикъуэ, что в переводе с кабардино – черкесского языка означает «кизиловая рощица». Рощи эти можно разглядеть на правом склоне ущелья, в окрестностях села Заюкова есть также три вершины которые называются: Заюко ( 1401 метр ), Хара Хора ( 1233 метра ) и Матхука ( 1071 метр ). Местность эта довольно обжитая, но как говорят хранит не мало тайн, которые только ещё предстоит разгадать.
Современное село образовалось после слияния нескольких окрестных аулов. Его основателем считается князь из рода Атажукиных. Один из его потомков стал даже прототипом героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Измаил – Бей». Он воевал под командованием Потёмкина, Суворова, Кутузова. Потом сражался с российскими войсками, усмиряющими Кавказ.
Находки в Баксанском ущелье
Есть предположение, что князья Атажукины не случайно основали село именно здесь. Они были уверены, что где – то здесь, в этом ущелье хранится клад, оставленный ихними предшественниками, князьями Шегемоковыми, которые владели этими землями в семнадцатом веке.
Есть легенда, что князья Шегемоковы владели таинственным артефактом, который их воинов наделял невиданной силой, а им самим позволял видеть будущее. Они якобы и резиденцию свою перенесли в Баксанское ущелье, потому что в окрестных пещерах проще спрятать и таинственный талисман и другие сокровища. Так это или нет, неизвестно, но легенда о кладе Шегемоковых веками будоражило воображение людей.
Так может чёрные копатели смогли как раз найти клад князей Шегемоковых? Маловероятно. Предметы которые продавали чёрные копатели, как нам удалось выяснить, относятся к более раннему историческому периоду и врядли хранились в княжеских сокровищницах. Что за талисман был у князей Шегемоковых и куда он делся так и осталось тайной. И загадка эта волновала не только охотников за сокровищами, но и поклонников мистических учений.
Тайн и загадок с каждой минутой становится всё больше. Местные жители рассказали нам, что на плато, прямо над селом, есть древние катакомбные захоронения. Плато хорошо видно из Заюково. Мы взяли в селе проводников, местного охотника и краеведа Муайеда Шикабахова и его друга. Добраться до плато непросто. Этой дорогой можно проехать только в сухую погоду, а не так давно прошли дожди. С другой стороны подниматься пешком от села по крутым скалистым склонам слишком опасно, тем более с грузом аппаратуры.
В более поздние времена местное население перешло к скотоводству и земледелию. Об этом свидетельствуют оставшиеся террасы чуть выше по склону. Террасное земледелие известно по всему миру, но самыми древними из всех сохранившихся террас, считаются те, которые недавно обнаружены археологами именно на Кавказе.
Позже мы выяснили, что наш проводник показал нам средневековое аланское захоронение, его относят к 8 – 9 векам нашей эры. Когда археологи обнаружили некрополь, он уже был основательно разграблен, причём разворовывать его начали ещё за много веков до современных чёрных копателей, а значит, сокровища которые мы ищем, взяты явно не отсюда. Однако наш поход на плато преподнёс нам очередную загадку.
Среди множества современных надписей попадаются и старые, причём весьма любопытные. Вот например: 43е/119. Если предположить что 43 это год, это мог оставить кто – нибудь из непрошенных немецких гостей. Здесь же рядом кстати есть и свастика.
Ожесточённые бои за Кавказ проходили в 1942 – 1943 годах. Для фашистов было очень важно лишить Советский Союз одного из основных источников нефти, но не только эти задачи ставил Гитлер перед своими войсками. Кроме боевых частей на Кавказе были и подразделения «Аненербе», секретного института, занятого поисками следов древних цивилизаций, а также таинственной Шамбалы и мистических артефактов, таких как Чаша Грааля. Гитлер считал Кавказ одним из мест силы и не только он.
В СССР тоже было секретное подразделение спецслужб, изучающее мистические учения и в его планах тоже была большая экспедиция в Баксанское ущелье. Но ей не суждено было состояться. Мистический отдел НКВД был ликвидирован.
Владимир Битюков – Заместитель Председателя Правительства Кабардино – Балкарской Республики поведал нам при личной встрече: «Мы знаем что вся верхушка Вермахта активно занималась вопросами мистики и ихний институт «Аненербе» здесь неоднократно бывал. Что их сюда влекло? Это пока ещё Терра – инкогнита. Мы не знаем. Мы придерживаемся той точки зрения, что что – то здесь искали, но не нашли. И Вы наверняка знаете эту историю про замёрший батальон. Вот они все что – то искали. Свидетельств о том, что что – то было найдено и вывезено никаких нет».
пещера в Заюково
История про замёрший немецкий батальон нас заинтересовала. Мы выяснили что пару лет тому назад некий альпинист обнаружил тела немецких солдат, погребённых под толщей льда. Он показал это место нескольким местным жителям. По их свидетельству, никаких видимых ран на телах солдат нет, нет и оружия у них в руках. Значит погибли они не в бою. По деталям экипировки понятно, что это подразделение егерей. Эти люди явно что – то искали в окрестных пещерах, но что стало причиной их гибели и почему их тела остались непогребёнными? Ведь историки утверждают, что немцы вытаскивали с поля боя даже одиночные тела и хоронили их. А здесь целый батальон так и остался лежать в ущелье.
Возможно они и в правду обнаружили некий ценный артефакт, но в этом случае руководству «Аненербе» не нужны были ни живые свидетели, ни какое бы то ни было упоминание о них. Видимо поэтому пропавший батальон никто не искал.
А может и само сокровище, которое искали немцы до сих пор скрывается где – то в этих горах. Так может быть тогда чёрные копатели нашли именно то, что в своё время разыскали и спрятали археологи из Вермахта? Вот только где они могли сделать тайник для найденных сокровищ? Мы отправляемся к горе Хара Хора, говорят там видели камни со знаками, похожими на свастику.
Одной из главных целей «Аненербе» были поиски Шамбалы – мистической страны, источника мистической силы. Владеть Шамбалой в их понимании означало владеть всем миром. Согласно древним верованиям Шамбала располагалась в Тибете, но было несколько боковых входов, через которые можно было в неё проникнуть и один из них располагался как раз на Северном Кавказе. Эти легенды выглядят не так уж неправдоподобно. Сейчас в мире обнаружено около десятка древних подземных городов, связанных между собой сотнями километров тоннелей. В Турции это подземные города Каппадокии, в Иране огромный Кариш, в Шотландии под Эдинбургом скрывается сеть тоннелей вырубленных в песчанике. Так почему не могло существовать тоннеля, связывающего Кавказ и Тибет? Может быть именно его искали немецкие егеря?
Дорога здесь очень трудная. В некоторых местах проводник высаживает нас, чтобы не рискуя экипажем совершить спуск или подъём в очередной обрыв. Иногда путь ничем не отличается от горной тропы. Преодолев за один час восемь километров, приходиться машину оставлять. Впереди третья вершина Хара Хора. Ну всё, дальше только пешком. Идти вроде не далеко, до вершины рукой подать, но без проводника мы просто не найдём то, что ищем. Ну ещё нам повезло очень сильно с погодой. Говорят что в туман здесь могут заблудиться даже опытные туристы.
Камней со свастикой на Хара Хора мы не обнаружили, но нам повезло в другом. В поход на Хара Хора нас согласился сопровождать известный в Кабардино – Балкарии писатель и краевед Виктор Николаевич Котляров.
Он много лет посвятил изучению местных тайн и рассказал нам об удивительной пещере, обнаруженной на Хара Хора. Не похоже что мы очень быстро найдём вход в пещеру. Так и вышло. Мы «блукали» около часа, а то и двух пока нам её удалось обнаружить. Вообще ощущения конечно странные. С одной стороны мы пробираемся сквозь какие – то дебри, в поисках таинственной пещеры, а с другой стороны не возникает ощущения дикости потому что Заюково в пределах нашей видимости находится. Его прекрасно видно отсюда.
Виктор Котляров – руководитель Русского географического общества ( РГО ) Республики Кабардино – Балкарии возле входа в таинственную пещеру нам объясняет: «Вот мы находимся с Вами в том месте, в котором каждое утро в октябре месяце уезжала бригада из дивизии «Волчья пасть», с которой мы связываем «Аненербе». Они говорили: «Мать мы едем на работу» и уезжали, а вечером возвращались. Никто так и не знает что именно они искали. Возможно они искали эту шахту, кто его знает»?
По свидетельству местных жителей во время войны в Заюково стояло немецкое подразделение. Их считали егерями. Они не принимали участия в боях, а грузили каждое утро какие – то ящики и уезжали на целый день куда – то в горы. Однажды отряд не вернулся. Возможно это и был тот замёрзший батальон, который обнаружили в здешних краях. Мы никогда уже не узнаем нашли ли они загадочную шахту пещеру?
В.Н. Котляров продолжает нам рассказывать: «Пещеру обнаружил в 2011 году Артур Жемухов. Если определение сталкер кому то уместно, так это именно к нему. Он был уверен, что где – то здесь в районе Заюково есть подземные ходы которые ведут к Эльбрусу, которые ведут в соседние ущелья. Он целенаправленно год за годом искал их, эти места. Но нашёл он совершенно случайно. Сама шахта – пещера была закрыта камнем, который свалился сверху и закрывал её. Но каким – то провидческим образом, путём, Артур догадался что этот камень нужно отодвинуть. Он отодвинул этот камень и перед ним открылся проход, очень узкий, примерно 40 сантиметров на метр восемьдесят и глубиной семь метров».
Артур Жемухов
К сожалению спуск в пещеру без специального снаряжения возможен только до первой отметки где – то на шесть метров в глубину, а дальше камера путешествовала одна без людей. После первого спуска следует ещё один. Шахта глубиной шестнадцать метров. Потом ещё одна десятиметровая шахта. Завершает всё огромный зал высотой тридцать шесть метров.
В центре этого зала над землёй висит огромный камень. Он как мостик с одной стороны на другую. Как он туда попал, неизвестно. Ряд экспертов утверждают, что этому сооружению не меньше четырёх тысяч лет. Стены больше всего напоминают кладку Египетских пирамид. Те же ровные, огромные каменные блоки, сложенные один на другой и подогнанные так, что даже иголку не вставить в шов. Да и сама гора напоминает по форме пирамиду.
В. Котляров дополняет: «Значит отправной точкой стали слухи или хабары как говорят местные жители кабардинцы и балкарцы о том, что в верховьях Заюково, где мы с Вами сейчас и находимся на Хара Хора есть подземный город. В этом подземном городе будто бы находится комната знаний. Вот от этих хабаров Артур Жемухов оттолкнулся, связал их с пирамидами Хеопса и прочее. Эта идея для Артура была идеей фикс».
Хара Хора
Может быть это действительно часть древнего подземного города, обитатели которого знали дорогу в таинственную Шамбалу. Пещера заканчивается многочисленными лазами, многие из которых настолько узкие, что даже ребёнок не сможет просунуть туда руку. Возможно перед нами гигантская вентиляционная система предназначенная для подземного города, в который исследователям пока ещё не удалось проникнуть, а возможно место проведения древних обрядов. Есть и ещё одна интересная, но не слишком правдоподобная теория. Шахта – пещера гигантский резонатор, излучающий колебания, вызывающий панику и ужас у приближающихся врагов, т.е. это мощное акустическое оружие древних цивилизаций. Возможно именно его искали исследователи из «Аненербе»? Впрочем эта версия вызывает много вопросов.
В.Н. Котляров: «Египетские пирамиды считаются как бы резонаторами, вполне возможно. Но это совершенно другая система, другая версия, потому что здесь некого и не на что настраивать».
Есть и ещё один мистический факт, который роднит Баксанскую пещеру с Египетскими пирамидами. Считается, что первооткрыватели пирамид вскоре умерли из за того, что потревожили древние сооружения. Артур Жемухов, обнаруживший Баксанскую пещеру погиб относительно недавно при загадочных обстоятельствах. Его сбила машина. Произошло это на холме, где он тоже искал вход в таинственный подземный город, а значит это как то может быть связано с найденной им пещерой.
Виктор Котляров: «Эта шахта ведёт в никуда или вернее мы знаем что мы по ней не пройдём, но подземный город, город Асгард, который мечтал увидеть Артур Жемухов, когда – то обязательно будет найден».
Впрочем у учёных нет однозначного ответа, чем на самом деле является эта шахта? Возможно это вообще не творение рук человека, а естественный туфовый разлом, что впрочем не исключает, что это место могли использовать люди для своих нужд. Кем бы ни была создана шахта, древними строителями или силами природы, это место отлично подходит для того чтобы спрятать ценный артефакт. Вот только что это был за артефакт и как он мог сюда попасть?
Есть легенда, согласно которой тамплиеры после разгрома ордена бежали на Кавказ и принесли с собой Священный Грааль, который и спрятали в местных лабиринтах. Видимо именно его и искали археологи из «Аненербе», но не нашли. Во всяком случае, данных о том, что реликвия оказалась в руках фашистов нет. Но искали они его в Кавказких горах совсем не случайно.
находки с Третьего Заюковского могильника
Тамплиеры или храмовники средневековый духовный рыцарский орден. Он был основан после Первого крестового похода в Хll веке. Из Святой земли рыцари якобы привезли бесценный трофей, Чашу Грааля. Считается что это кубок, из которого Иисус Христос пил вино во время Тайной вечери, а потом в него собрали кровь распятого Спасителя. Своему обладателю, Чаша даровала богатства, бессмертие и непобедимость. Тамплиеры действительно на протяжении веков обладали огромным могуществом и несметными сокровищами. Но в начале XlV века орден был разгромлен французским королём Филиппом lV Красивым. Главные руководители ордена были сожжены на костре, но большинству его членов всё таки удалось спастись. То что часть тамплиеров бежало на Кавказ утверждают наскальные рисунки, изображавшие рыцарей со щитами, украшенными восьмиконечными крестами, символом тамплиеров.
Ни нам, ни другим исследователям, которые побывали в пещере Артура Жемухова не удалось обнаружить ни сокровищ, ни артефактов. Вообщем никаких предметов, которые мог бы там оставить человек. Значит искать нужно совершенно в другом месте. Возвращаемся в Заюково.
Гонителям тамплиеров достались их деньги, земли, замки, а вот главной сакральной реликвии Чаши Грааля среди их сокровищ обнаружено не было. Возможно храмовники смогли унести волшебный артефакт и спрятать его. Кавказ для этого подходил идеально. Во – первых здесь достаточно много труднодоступных пещер, во – вторых в этом районе были катакомбные христианские монастыри, в которых с удовольствием принимали беглецов крестоносцев. Возможно именно в поисках Святого Грааля в Баксанское ущелье вторгся легендарный завоеватель Тамерлан. В XlV веке его войска в окрестностях Заюково разгромили местные племена, поддерживающие хана Золотой Орды Тохтамыша. Однако преследовать отступающего врага Тамерлан не стал. Он разослал во все стороны разведывательные отряды. По одной из версий они искали Византийский катакомбный мужской монастырь, монахи которого хранили какую – то важную реликвию.
Воины Тамерлана не знали где именно искать монастырь, но у нас теперь есть надёжный проводник, Виктор Котляров, который подскажет нам путь к местным тайнам и загадкам. Мы вновь возвращаемся на плато над Заюковым, монастырь располагался на южной его стороне. Мы были совсем рядом, но возможно не увидели самого главного. Опять знакомая горная дорога с её ужасными спусками и подъёмами. Попасть на само плато, на котором находится монастырь, совсем не сложно, поэтому здесь побывало до нас уже огромное количество туристов. Некоторые из них оставили о себе память, впрочем не самую лучшую.
В.Н. Котляров объясняет нам на месте монастыря: «По рассказам хабаров, которые передаются из поколения в поколение и многие балкарцы ещё помнят их, ситуация такая: что здесь был в своё время монастырь, монастырь в нашем понятии не такой и большой, всего несколько келий».
-Откуда те, кто тут жил брали воду?
-Воду? Сверху родник есть.
-Родник?
-Да. Очень хороший родник.
-А сейчас есть?
-Да, есть. Очень даже хороший родник есть.
Здешние склоны состоят из песчаника, это мягкая порода. Выдолбить пещеру или приспособить для проживания уже имеющиеся, не составляло особого труда. Поэтому монахи были не первыми кто освоил здешние места, но то что они здесь были не вызывает сомнений. В монастыре жили греческие и византийские монахи. Когда они решили поселиться здесь, неизвестно, но точно установлено, что это произошло не позднее Х века нашей эры. А в XlV веке монахи узнав о приближении Тамерлана, собрали священные книги и замуровали их в стенах монастыря.
В.Н. Котляров: «Мы долго думали что вот именно в этом подземелье, в этой подземной комнате находятся священные книги, т.е. Библия, Евангелия ну и так далее. К сожалению ничего не нашли. Но есть ещё нюансы которые позволяют говорить о том, что здесь далеко ещё не всё исследовано».
Возможно что среди сокровищ монахов была и некая чудесная реликвия за которой охотился Тамерлан. По другой версии монахам удалось унести артефакт с собой. После его победы им пришлось спасаться бегством, пленных грозный завоеватель не брал. Хотя не исключено что Тамерлану всётаки удалось заполучить Грааль. По крайней мере, существуют легенды, в которых говорится что Священная Чаша у Тамерлана была и именно этим объясняется сверхъестественная сила древнего полководца. Утверждают, используя некий артефакт он наложил заклинание на собственную могилу. Ведь существует поверье, что вскрытие могилы Тамерлана привело к началу Второй мировой войны. Так что за артефакт мог привезти Тамерлан из кавказского похода?
Некоторые легенды утверждают что Грааль это не чаша, а камень. Вот свидетельство средневекового французского поэта Кретьена де Труа ( 1135 – 1183 ). Его перу принадлежит самое раннее известное литературоведам повествование о короле Артуре, рыцарях Круглого стола и Грааля – одном из важнейших духовных символов:
«Грааль — это камень особой породы.
На наш язык пока что нет перевода,
Он излучает волшебный свет!
Но как попасть в Граалево братство?
Надпись на камне сумей прочитать!
Она появляется время от времени,
С указанием имени, рода, племени,
А также пола того лица,
Что призван Граалю служить до конца.
Чудесная надпись ничем не стирается,
А по прочтении, за словом слово,
Гаснет, чтобы появиться снова».
Камень упавший с неба, излучающий волшебный свет. Что это? Метеорит? Дар Богов или послание внеземных цивилизаций? Мог ли загадочный артефакт в действительности быть подарком инопланетян, так и останется загадкой. А вот на вопрос почему он именно оказался в Баксанском ущелье ответ есть. Уфологи утверждают что в этом районе часто видят НЛО. Есть и другие основания предполагать что без инопланетян здесь дело не обошлось.
Виктор Николаевич Котляров рассуждает вслух: «Вы посмотрите, вот конкреции, каменные шары. Природа их сделала. К сожалению мы видим только семь их, а их было значительно больше. В Советские времена сюда загнали трактор, трактористы баловались между собой и эти круглые шары скинули вниз. Когда мы рассматривали эти каменные конкреции, они лежали как звёздное созвездие. Получается что если их не вытолкала сюда не природа, а это очень сложно представить, чтобы эти камни образовались здесь, скорее всего они образовались на краю. Вы посмотрите, там видно как образовываются эти каменные шары. Или их расставили в таком положении как звёздное небо».
Если смотреть на расположение камней на плато сверху, они действительно напоминают некое созвездие. Исследователи уверены что это ни что иное как древняя обсерватория, устроенная по такому же принципу как Стоунхендж в Англии или наш Аркаим. Так может быть версия о внеземном происхождении артефакта, который хранился в Баксанском ущелье не так уж неправдоподобна? Может быть камни расположены не только в виде созвездия, а указывают на какой – то космический ориентир, связанный с прищельцами. Отсюда и технология каменной кладки в загадочной шахте и эта древняя обсерватория. А возможно люди обошлись и без помощи таинственных инопланетян. Просто мы успели забыть то что знали и умели наши предки.
В.Н. Котляров: «В Нартском эпосе есть один сюжет, когда нарты играют каменными шарами. Вот именно эти каменные шары и рассматривают как те, которыми играли нарты. И вот то захоронение, которое здесь находится они тоже называли, причём ещё до того, как оно было обнаружено».
Нарты – сказочные богатыри, герои эпоса всех кавказских народов. Сказания о нартах, защитниках и покровителях, появились в 7 – 8 веках до нашей эры и до сих пор передаются из уст в уста:
«Ты обезглавишь сотни чудовищ,
Сотни сокровищ нартам раздашь.
…Спи моё счастье, храбрый мой львёнок,
Славен и звонок будет твой путь.
Будешь ты светом рода людского,
Здравицы словно скажут тебе».
Это строки из колыбельной, которую пели младенцу нарту, герою местного эпоса. Но богатыри нарты – это народ сказочный, а кто же тогда покоится в захоронениях и можно ли считать тех людей строителями диковинной обсерватории?
Виктор Котляров: «Мы находимся на плато, которое совмещает в себе сразу несколько функций. Ну на мой взгляд и это подтверждено уже многими учёными, в частности над нами находится могильник. Он получил у учёных название: третий заюковский могильник. Захоронения в нём сделаны очень необычным способом, они лежат как бы в три ряда, захоронение на захоронении. Там аланы, там ниже скифы и мы высказали такую версию: киммерийцы. Почему возникла именно такая версия? Вот говорят киммерийцев здесь не было и не могло быть, но мы обнаружили киммерийские шлемы. Не мы обнаружили, а к сожалению чёрные копатели и некоторые из этих шлемов были в идеальном состоянии. Меня, когда я обнародовал эту версию, что здесь возможно находилось киммерийское кладбище, подняли в прямом смысле насмех. Какие киммерийцы в Кабардино – Балкарии? Киммерийцы были в Крыму и ушли в Европу и так далее и тому подобное».
-Кстати я хотел у вас спросить, например такого плана наконечники, это могло быть из этих мест?
-Конечно могло. Здесь их было найдено великое множество.
-Вот таких же?
-Да. Ну они примерно все одинаковые. Это Кобанская культура. Стрелы и наконечники, это всё примерно одинаковое. Но здесь самое главное это железные наконечники, это чуть позже, а ведь было найдено очень много всего. Все вещи которые были найдены в этих могилах, все они бронзовые. Понимаете? Т.е. это ранняя культура.
Древний некрополь первыми обнаружили чёрные копатели. Они же стали главной опасностью для бесценной находки и пока учёные вели споры о том, к какому периоду истории относится некрополь, наследие это киммерийской или кобанской культуры, чёрные копатели набивали карманы продавая археологические ценности.
В.Н. Котляров: «Обнаружено оно было чёрными копателями примерно 4 – 5 лет тому назад. Они сильно стали здесь копать и на рынках Пятигорска появились десятки, если не сотни артефактов. Одна могила позволяла чёрному копателю собрать полведра артефактов, потрясающих артефактов, в том числе представьте себе киммерийские шлемы, которые на греческих вазах, которые вообще уникальны. Вот такая история. Буквально за год чёрные копатели могли настолько сбить цену на эти предметы, что если они до этого стоили тысячи рублей на чёрном рынке, то стали стоить десятки без всякого преувеличения. Потому что их было великое множество. Несколько лет мы боролись за то, чтобы этот могильник был взят под охрану государства. Писали разные письма, обращались в различные инстанции, но к сожалению дело никак не двигалось».
Сейчас для защиты некрополя от чёрных копателей создана специальная рабочая группа в которую входят сотрудники УФСБ и МВД Кабардино – Балкарии. Однако большая часть археологических находок утрачена навсегда. Здесь на плато, которое нависает над Заюково, какая – то особенная атмосфера. Здесь чувствуешь умиротворение и покой. Даже не верится что кто – то мог прийти сюда с преступными намерениями. Но на самом деле смог. Местные красоты не остановили чёрных копателей.
Так неужели нам так и не удасться увидеть подлинные находки из некрополя, обнаруженного на плато над Заюково и узнать какими магическими качествами они могут быть наделены? Неужели наша экспедиция была напрасной?
В. Котляров: «Только два года назад было принято решение, чтобы здесь была охранная зона. После того как мы обратились в Государственный исторический музей и передали им те артефакты, которые были найдены, здесь начались раскопки. Первые раскопки велись в прошлом году. В этом году они продолжатся. Ведёт их учёный Анна Кадеева, она со мной разговаривала и сказала, что артефакты уже прошли атрибуцию и они реставрированы, т.е. их можно увидеть».
Мы побывали на месте где были найдены археологические ценности, узнали легенды с ними связанные, нам приоткрылись некоторые тайны, которые хранит Баксанское ущелье. Теперь нам предстоит увидеть сами сокровища. В историческом музее хранятся подлинные находки из заюковского некрополя. Наконец мы узнаем кому принадлежат эти вещи. Поиск приводит нас в Москву.
Иванна Кадиева – научный сотрудник Государственного исторического музея рассказывает: «В нашем музее есть находки из района Заюково. В большей частью этих находок относятся к так называемой кобанской культурно – исторической общности. Пожалуй самой интересной находкой является бронзовый шлем. Его фрагменты были найдены среди грабительских отвалов. К нам он поступил в виде разрозненных пластин и реставраторы его сейчас уже собрали. Прежде всего этот шлем датируется 8 веком до нашей эры и эти шлемы так называемого киммерийского типа. И эти шлемы получили название киммерийских, потому что они находились именно в киммерийское время. Шлемы этого типа являлись не столько защитным снаряжением, как Вы видите они достаточно тонкие, они состоят из тонкого бронзового листа, который прошивался с помощью заклёпок или бронзовых лент. Разумеется такая конструкция не могла служить достаточной защитой от удара топора, булавы и тем более меча. Это было скорее чем то как знак отличия или своеобразная корона. Дело в том, что такие шлемы по форме подражают ассирийским шлемам, которые известны нам по ассирийским рельефам. Те шлемы разумеется были литыми т.е. имели полноценную защиту. А здесь судя по всему горцы Северного Кавказа копировали материалы, которые они подсмотрели у ассирийцев».
Находки из заюковского некрополя свидетельствуют о контактах местных жителей с другими древними народами. Например римские воинские фибулы, они выполняли роль застёжки, пуговиц тогда ещё не изобрели. Это значит что римляне проходили через здешние края. Среди сокровищ некрополя воинское вооружение. Наконечники копий и стрел, боевые топорики разного времени, вплоть до 10 века нашей эры. Во время раскопок на некрополе сотрудникам музея удалось найти меч, сохранился он плохо, но с точки зрения историков это бесценная находка, lV век до н.э., как раз то время, когда кобанская культура по неизвестным причинам прекратила своё существование.
Скорее всего эти находки не обладают никакими магическими свойствами. Это реальные, а не мистические ценности. Что же касается загадочных артефактов, таких как Чаша Грааля, их будут искать всё новые и новые энтузиасты и возможно когда – нибудь найдут и очень может быть что именно на Северном Кавказе. То что здесь остаётся множество тайн и загадок не вызывает сомнений.
Автор статьи и фото:
Член русского географического общества ( РГО ) города Армавира Фролов Сергей
Баксанское ущелье находится на территории Кабардино-Балкарской республики. Когда-то Кабарда занимала в основном равнину и предгорную часть, а Балкария – высокогорные районы. Потом они слились. Республику можно назвать «российским Непалом». Если на территории этой крохотной страны в Гималаях находится сразу восемь вершин высотой более 8 тысяч метров, то кавказская республика может похвастаться сразу семью пятитысячниками. Один из них Эльбрус.
Баксанское ущелье находится в Приэльбрусье. Оно начинается возле села Лашкута, неподалеку от Скалистого и Пастбищного хребтов. В самом начале оно довольно широкое, но за селом Былое его склоны сужаются и становятся выше. От основного в стороны расходятся малые ущелья – Ирикчат, Адыл-Су и другие. Они тоже живописны в любое время года.
По Баксанскому ущелью идет асфальтированное шоссе. Оно относится к категории самых высокогорных в России. При въезде в него гостей встречает монумент «Скорбящий горец». Его установили в память о жителях Кабардино-Балкарии, погибших во время Второй Мировой войны. Вдоль дороги расположены такие населенные пункты, как села Терскол и Эльбрус, города Баксан и Тырныауз. Последний является центром Эльбрусского района.
Кавказ невозможно представить без легенд. Некоторые из них связаны с Баксанским ущельем. Согласно преданию, оно образовалось от удара хвостом Дьявола. Это не было простой шалостью или проявлением агрессии. Хозяин Преисподней забился в конвульсиях, когда к нему прикоснулся местный святой. Поскольку хвостом он бил неоднократно и хаотично, образовалось много сопутствующих ущелий.
Вторая легенда рассказывает о скале Кызбурун, которую еще называют «Девичьей скалой». Утверждают, что в древности с нее сбрасывали неверных жен и строптивых девушек. Отсюда и название. Скала находится возле одноименного села. Она сложена породами красного цвета. А окрестные Кызбурунские холмы иногда начинают светиться. Это явление привлекает паломников, которые считают, что здесь похоронены мусульманские проповедники.
В Баксанском ущелье довольно много достопримечательностей. В верховьях реки Баксан находится национальный парк «Приэльбрусье». Здесь имеется несколько санаториев и турбаз. Для желающих организуют походы и экскурсии. Хитом считается Долина нарзанов, которая находится в предгорьях Скалистого хребта. Здесь, в долине реки Хасаут, на протяжении целого километра из-под земли бьет сразу двадцать ключей целебной минеральной воды.
Из необычных достопримечательностей стоит отметить обсерваторию «Пик Терскол». Ее построили в 1980 году. Выглядит она довольно эффектно. Неподалеку расположен еще один научный объект — Баксанская нейтринная обсерватория. А возле села Заюкова недавно обнаружили загадочную шахту глубиной около 70 м. Она заканчивается пещерой. Есть предположение, что подземная полость имеет искусственное происхождение. Скучать в Баксанском ущелье не придется!
Из марийской мифологии и в мифах кавказских народов прослеживается сходство между древними великанами: Онарами и Нартами.
Марийское слово «onar» (редуцированный вариант «nar») как: 1) имя собственное; 2) обозначение всех великанов второго поколения, по всей видимости, восходит к иранскому «mard, nar» -«мужчина». Наиболее близко к аланским словам «nart» — великан, «nartamonga» — чаша, нартов (ср. с кельтским Граалем).
Вообще в марийской лексике, как в любой финно-угорской, чрезвычайно богато представлен слой древних иранизмов, связанных в основном с мифологией, государственностью, отдельными сторонами земледельческо-скотоводческого быта, военным делом: «kard» < («kerde» — мар. «меч», финск. «kalabian»). Часть слов восходит к праязыку времен ностратического единства (например, «vjud» — мар., «watar» — хетск. вода).
Онар (Onar) — сын Аштанаваты (Ashtan vate) и Аштана (Ashtan) последний из великанов второго поколения. Согласно позднейшей мифологии приравнивался к небожителем, считался сыном Куго-Юмо. Часто отождествлялся с Немдой.
Если говорить про настоящих мари (черемисов), то для них первостепенен священный лес (кӱсото), а не «большой человек», связанный с «государственностью». Каждый человек становится великаном, когда входит в кӱсото. Но великаном он становится в душе (чон, йӓнг), которая неразрывно связана с родовым деревом.
Онар — великан (черемис.): нарат (татар.-башк.), нарс (бурят.-монг.) — сосна; näre — молодая ель (фин.).
Движение вокруг дерева подобно роению пчёл у входа в борть-дом.
1. Kaartaa — обходить (фин.); гортиг — круг, черта (бурят.-монг.); кәртә — ствол дерева, ореол (вокруг луны) (татар.).
2. Кар — гнездо (коми, удм.); гэр — дом (бурят.-монг.).
3. Ҡорт: червь → пчела (башк.).
Марта — пчела (татар.). Омарта (мар.), умарта (татар.-башк.) — улей.
Источник
http://komanda-k.ru/